Как всё устроено в церкви, отправляющей беженцев в США
Продолжу свой рассказ о пути в сторону США. Начало вот здесь, а также по тегу «Убежище в США».
В воскресенье мы решили не ходить в церковь, так как регистрации не будет, а о результатах встречи с адвокатом можно узнать у других россиян.
Хочу пояснить, среди русскоговорящих людей, ожидающих в церкви перехода границы с США и планирующих просить убежище, есть не только граждане России — там встречаются также граждане Беларуси, и других стран СНГ, за исключением Украины, так как для украинцев существует отдельная программа, и они переходят границу в другом месте по своей программе. Всё-таки, большинство ожидающих — именно россияне, так что, я буду обобщённо называть всех этих людей «Россияне». В церкви всех нас тоже не делят, и местные сотрудники-испанцы называют всех нас Ruso.
В понедельник рано утром я со своим новым приятелем и соседом по квартире, отправились в церковь к 7 часам утра. Довольно долго не могли вызвать такси, так как водители никак не хотели брать наш заказ — минут 20 пришлось ждать машину. Приехали в церковь, зашли. На территории церкви уже было несколько человек из России, с которыми мы встречались раньше, в субботу. Узнали, что регистрация пока не началась, нужно ждать.
Территория церкви
Перед входом в церковь, вдоль подъездной дороги оборудован палаточный лагерь, где живут люди, ожидающие своей отправки. Я точно не знаю, из каких именно они стран, но преимущественно, это люди негроидной расы. Слышал, что там довольно много гаитян, есть люди из стран Латинской Америки. Далее буду называть их африканцами. Ох, очень надеюсь, что никого не обижу своими обобщениями и разделением/объединением людей в группы по расовому признаку, но это важно для общего понимания, именно такое разделение фактически сложилось и действует в церкви. Сам глава церкви — пастор, на сколько я понимаю, тоже принадлежит к негроидной расе, скорее всего он гражданин Мексики.
Все люди прилично одеты, никакой агрессии не проявляют. На территорию церкви их не пускают, по всей видимости, их очередь на отправку ещё слишком далеко. Вход осуществляется через калитку в больших синих воротах. Всех россиян пропускают сразу. За воротами большая центральная площадь, справа и слева стоят небольшие здания. Слева здание администрации, где осуществляется регистрация прибывших, и, вероятно, другие манипуляции с документами. Вторая половина площади находится под высоким и большим металлическим навесом. На одной половине площади под навесом паркуется автобус, на другой половине — много пластиковых складных стульев, как в театре. За площадью ещё одно здание — по всей видимости, одно из основных зданий церкви, но я там ещё не был, и не уверен. На здании — название церкви, нарисован человек, идущий от мексиканского флага к американскому флагу.
Слева от центральной площади, между зданием администрации и другим зданием — небольшая площадка, которую определили для россиян — именно там собираются все прибывшие в церковь россияне. Никаких ограничений на передвижения нет, можно выходить за территорию, ходить по территории, но есть ограничения во время проведения общих сборов и объявлений, которые происходят несколько раз в течение дня — в это время всех россиян просят оставаться на своей площадке и не выходить на центральную площадь, чтобы не мешать. За площадкой россиян проход к другим зданиям — где-то там же и комната-общежитие для россиян, там я тоже ещё не был. Сразу после площадки россиян, за поворотом — лестница, которая ведёт на крышу одного из зданий, где во время объявлений собираются африканцы. Дальше под навесом — бесплатная столовая. Вроде бы, возле центральной площади есть ещё одна, но пока её не видел. За столовой выход на грунтовую площадку, где ещё один палаточный лагерь, в котором тоже живут африканцы. В самом начале — торговые палатки, где продают немного выпечки, какие-то горячие блюда, напитки и фрукты. На сколько я слышал от других людей, африканцам не разрешают спускаться к центральной площади, кроме случаев общих сборов.
Отправка людей к границе
Чуть позже из церкви отправляли автобус с теми, кто дождался своей очереди. Во время отправки автобуса, регистрацию вновь прибывших не осуществляют, это требует от сотрудников много работы, оформления и выдачи документов уезжающим. Отправка автобусов осуществляется 5 или 6 раз в день, первый автобус уезжает в 5:30 утра, потом в 7 или в 8, потом около 11, следующий в 14. В каждом автобусе помещается около 30 человек. Автобусы отправляются каждый день, без выходных. Отправка происходит так: в центр площади на территории церкви выходит пастор, и его помощники. Россияне собираются на своей площадке, совсем рядом с центром площади и пастором. Туда же выходят те, кто живет на территории церкви. Африканцы собираются на крыше здания следом за площадкой россиян.
Пастор в мегафон зачитывает имена и фамилии тех, кто должен отправится, из большой тетради, которую держит помощник. Услышав свою фамилию, человек, или семья, выходят на центральную площадь с вещами, и выстраиваются в линию друг за другом. С произношением фамилий бывает сложно, так как все люди из разных стран. Африканцы дружно ищут своих, россияне — своих, иногда помогают разобрать произношение. Выходящие показывают свой паспорт помощнику со списком. Объявляют по несколько раз, пока человек не найдётся. После окончания объявлений фамилий, людям раздают папки с документами, по всей видимости — анкеты, заполненные при регистрации, результаты ПЦР, возможно ещё чего-то. Всех проверяют, завершают оформление, после чего люди идут к багажнику автобуса, сдают свои чемоданы, и садятся в автобус. Автобус уезжает через синие ворота, довозит людей до границы США, и возвращается уже пустой, минут через 30, снова паркуясь на площади. До границы совсем близко — буквально за территорией церкви течёт река, по которой и проходит граница двух государств.
Инцидент с россиянами
Утром, немного позже нас, приехал один из россиян со своей женой. Он начал выяснять, как осуществляется регистрация. Россияне рассказали, что регистрацию ожидают люди, прибывшие в субботу, воскресенье, и те, кто ещё прибудет в понедельник. Мы самоорганизовались, и составили пофамильный список по порядку прибытия — очередь на регистрацию. По какой-то причине, вновь прибывшему не понравилась эта идея, и он начал возмущаться, что приезжал в воскресенье вечером, и ни о каком списке не слышал, никуда записываться не желает, и все должны проходить в простой живой очереди. Другие россияне возмутились, и долго спорили с ним. Я лично не участвовал в этих спорах, подошёл к кучке людей, так как думал, что там могут говорить что-то полезное — услышал спор, примерно понял его суть, и ушёл подальше — незачем участвовать в таком. Позднее всё рассказали другие, участвовавшие в этом споре. Он долго возмущался, и не хотел участвовать в существующей самоорганизованной очереди. Позже он нашёл пастора, и поговорил с ним лично, после этой беседы — снова начал спорить с россиянами, доказывая свою правоту, и сказав, что пастор ничего не знает ни о какой самоорганизованной очереди, это не имеет для него значения, и когда начнётся регистрация — они всех зарегистрируют. Очередь на регистрацию важна — в каком порядке вас зарегистрируют, в том же порядке и будут отправлять. Общим решением мы согласились, что справедливо будет проходить на регистрацию в том порядке, в котором мы приехали в церковь, из-за этого и создали список, начиная с субботы. Скандального товарища включили в наш список именно по времени его прибытия, которое он сообщил, хотя, на сколько я понял, никто его не видел.
Спор чуть не вылился в драку, некоторые мужчины сильно возмущались его поведением, но другие россияне сдерживали соотечественников, так как какие-либо потасовки в церкви могут навредить всем — около недели назад, ещё до моего прибытия, рассказывали о россиянине, который пришёл в церковь пьяным, с бутылкой текилы, и устроил какой-то дебош. Не уверен, связано ли это, но именно после этого инцидента количество россиян, отправляющихся к границе, сократилось с 8 — 10 человек, до 2 в день, что, естественно, очень удлиняет время ожидания отправки для всех. Только последние 2 дня стали отправлять по 4 «одиночки».
После обеда, когда только начали регистрацию новеньких, и успела зарегистрироваться только одна семья, тот же парень вновь устроил споры, в которые втянул даже пастора. В результате пастор согласился с логикой россиян, составивших списки на регистрацию, но спор продолжался около 20 минут, регистрация остановилась, за это время сотрудница ушла заниматься другими делами, и регистрация задержалась ещё почти на 2 часа. Вот так человек на ровном месте нажил себе кучу врагов — теперь никто из россиян не хочет иметь с ним дел, его не хотят включать в новые чаты, и каким-либо образом помогать ему. Хотя, во всех общих списках, которые продолжили вести после регистрации, он остался на своём месте — по времени прибытия.
Я полагаю, если уж ты обращаешься за помощью, приходишь в место, которое совершенно бесплатно предлагает помощь в пересечении границы в США, не нужно пытаться здесь качать права. Нужно с благодарностью принимать помощь, подчиняться правилам церкви, которая тебе помогает, и соблюдать правила сообщества, в которое ты пришёл — все россияне коллективно установили правила для себя, чтобы не создавать бардак, и лишний повод для ухудшения отношения к себе. Церковь пропускает россиян вне общей очереди, предоставляет место для сборов на своей территории, а ведь могут наказать за плохое поведение, и поставить в общую очередь с остальными, и выгнать ждать очереди за территорию.
Регистрация вновь прибывших
После инцидента, регистрация возобновилась около 15 часов. Сначала приглашали людей, которые приехали семьёй с детьми (до 18 лет), затем регистрировали семейные пары, состоящие в официальном браке, без детей, и далее регистрировали всех остальных, относящихся к группе «одиночки».
Семьи с детьми имеют приоритет, у них отдельная очередь на отправление — их ожидание сейчас составляет не более 2-х недель, обычно они уезжают за 1 неделю. При этом, если с семьёй едет ребёнок старше 18 лет, он отправляется отдельно, но обычно его отправляют в течение нескольких дней после семьи. Остальные родственники, за исключением мужа, жены и их несовершеннолетних детей — ожидают в очереди «одиночек», но их стараются отправлять как можно скорее после семьи. Другие люди, следующие вместе, в том числе семейные пары без детей — отправляются в очереди «одиночек», но обычно вместе, при регистрации делают соответствующие пометки.
На регистрации сотруднице церкви помогал один из россиян, говорящий на испанском. Сотрудница взяла паспорт, занесла данные в анкету, записала сведения о моем поручителе на территории США (фамилию, имя, точный адрес и номер телефона), мой полный возраст и мексиканский номер телефона, попросила поставить подпись в анкете. На этом вся регистрация была завершена. Дальше мне остаётся ждать своей очереди на отправку.
***
После регистрации, мы с моим новым приятелем вышли из церкви уже ближе к 17 часам. Мы были вынуждены отменить просмотр квартиры, и ещё на день продлить бронь на airbnb. Мы доехали до супермаркета, купили немного продуктов. Дома, покушав, мы быстро легли спать, так как за целый день сильно вымотались — много времени пришлось провести на ногах, очень много новой информации, общения с разными людьми.
Все люди среди россиян (за одним исключением, о котором писал выше) — позитивные, готовые помогать друг другу, доброжелательно относятся к окружающим. Все мы находимся в одинаковой ситуации, с одинаковыми проблемами и целью.
До отправки мне ещё около 1,5 — 2 месяцев. Вполне возможно, новый год мне придётся отмечать в приграничном городе. К тому времени я, возможно, заселюсь в общежитие в церкви. А может быть, мне повезёт, и я успею пересечь границу до нового года. В любом случае, как только мы определимся с жильём в ближайшие пару дней, у меня будет много свободного времени — я буду больше писать для блога. В ближайшие дни напишу пост, в котором дам все контакты и название церкви, помогающей в переходе границы, расскажу, как именно сюда добраться сейчас из России. Этот пост будет доступен только для подписчиков.